1

Хотите распознать настоящего поэта? Спросите – готов ли он очертя голову отправиться в   бесшабашную одиссею по шестидесятым, где его на каждом углу будут поджидать фурии, циклопы, мстительные боги, злые колдуньи, сирены, Сцилла и Харибда, а также советская власть? Нет? Он выдаёт себя не за того. Ах, он готов? Тогда это наш человек. А если и ВЫ готовы на отчаянную авантюру – «генеральский» чин Поэта может быть присвоен и вам. Проверьте себя – приходите, реально иль виртуально, в музей «Арткоммуналка» и пройдитесь коломенскими улицами, нацепив наушники, вслушиваясь с каждым шагом и погружаясь в ЭТО… А на удачу вам – любимец богов, дерзновенный автор бессмертной русской одиссеи «Москва-Петушки», грузчик и поэт Веничка Ерофеев. Решились? В путь!

АВТОРПРОЕКТХРАНЕНИЕ

Сергей Вепрев окончил Донецкий государственный университет по специальности «Правоведение». Автор пьес, сценариев, стихов, прозы. Победитель и призёр:

1) конкурса пьес московского театра «Тень» в 2012

2) Волошинского конкурса (номинация «драматургия») в 2013

3) грантового конкурса «Арткоммуналка-2014» г. Коломна

4) конкурса прозы «Басткон-2015. Мистика Москвы».

Публикации в журнале «Кольцо А» и сборнике «Мистикон-2».

Пьесы ставились театрами Москвы и Коломны. Спектакль «Кук-кафе У.Шекспира» московского театра «Тень» – лауреат премии «Золотая Маска 2015» в номинации «Лучший спектакль. Куклы». Член Союза писателей Москвы.

“Одиссея поэтов” – это  аудиоспектакль-городское путешествие по исторической Коломне в жанре «вербатим». Отправными точками путешествия стали места в городе, которые в 1962 году посещал писатель Венедикт Ерофеев, будучи студентом Коломенского педагогического института. Веничка – гений места и герой городской эпопеи.

Текст спектакля написал драматург Сергей Вепрев. В тексте использованы отрывки из интервью с жителями города, которые делятся своими личными воспоминаниями о жизни в Коломне в 1960-е годы.

Продолжительность спектакля: 80 минут.

Протяженность: 2,6 км

Партнёр проекта – мобильные аудиогиды izi.TRAVELСкачать аудиоспектакль бесплатно можно по ссылке: https://izi.travel/ru/a6d7-odisseya-poetov/ru

ИНТ. КОЛОМНА. АРТКОММУНАЛКА. ОБЩИЙ КОРИДОР

МИТРИДАТ VI

(казённо, как партфункционер)

Гений нашего места – Веничка, по паспорту просто – Венедикт Васильевич Ерофеев, русский писатель, так сказать… С 1962-го по 63-й обучался в Коломенском пединституте, а на хлеб (и не только…) зарабатывал грузчиком винного отдела гастронома «Огонёк», его железную дверь вы видели слева от входа в наш музей….

Фото магазина в 50-60-е прошлого века, намеренно плохо сделанные коллажи с изображением грузчика Венедикта Ерофеева.

МИТРИДАТ VI

Гастроном «Огонёк», в народе – «Три поросёнка», был центром экономической, культурной и политической мысли района. Здесь, в очередях и за кружкой пива, узнавали последние новости, обсуждали их, спорили, словом, жили активнейшей интеллектуальной жизнью. А чуть выше, в нашей коммуналке, люди просто жили…

Фото коммуналки с коллажами Венички в качестве «гостя».

МИТРИДАТ VI

Именно в нашей квартире, в 62-м, с Венедиктом случилось странное, ни на что не похожее приключение. В точности как в «Илиаде» и «Одиссея», изданных, как вы помните, греческим товарищем и, некоторым образом, коллегой Ерофеева – замечательным и популярнейшим поэтом-песенником Гомером! Они никогда не виделись, поэтому

относились друг к другу очень хорошо.

Аляповатые фотоколлажи изображений «лепших друзей» Ерофеева и Гомера: чтение вещей друг другу, застолье, песни под гитару.

МИТРИДАТ VI

Просто отлично относились!

Сам того не ведая и не желая, Веничка повторил путь знаменитого Одиссея. Тот, как известно, бросил родную Итаку, осадил на 10 лет крепость Илион, изобрёл троянского коня, лично разрушил Трою, затем таскался где ни попадя ещё лет десять, всё для того, чтобы кратчайшей дорогой выйти к родным берегам и обнять Пенелопу… Вот пойми после этого античных неврастеников… Ну а здесь с Ерофеевым случилось то же самое, в той же последовательности. Не верите? Внимание: Веничка!

1

ВЕНИЧКА

Эпиграф. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное

зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то

принесет много плода». Евангелие от Иоанна… Хотя к чему здесь этот эпиграф?! Сам придумал – сам не пойму…

Звучат позывные радиопередачи «Пионерская зорька»

ДИКТОРЫ

Здравствуйте, ребята! Слушайте пионерскую зорьку!

Музыка из «Зорьки». В неё вливается шум и гам классической коммуналки.

МИТРИДАТ VI

(устало)

Здравствуйте, я – ваш гид, персональный царь Митридат Шестой Понтийский. Среди всех мобильных приложений, которые мы предоставили для скачивания, есть одно – не такое, как у других, – счастливое, имейте в виду. А живут в нашей коммуналке дружно. В основном, конечно.

ДИКТОР

Приготовьтесь к выполнению гимнастических упражнений.

Фото колоритной БАБЫ ЛЮБЫ.

БАБА ЛЮБА

Клавка, опять полы моешь, когда я щи варю? Ты нарошно, чтоб я к кастрюле не прошла?!

ДИКТОР

Выпрямитесь. Голову повыше.

Фото не менее колоритной ТЁТИ КЛАВЫ.

ТЁТЯ КЛАВА

А потерпеть минуту?!

ДИКТОР

Плечи слегка назад. Вдохните.

БАБА ЛЮБА

(набрав воздуха)

А пошла ты, Клавка, в жопу со своей «минутой»! вот что я тебе скажу, «курочка» моя ненаглядная! Дай пройти!

ТЁТЯ КЛАВА

Сама пошла в жопу, корова старая!

ДИКТОР

На месте шагом марш. Раз. Два. Три. Четыре.

Звуки рояля на записи.

МИТРИДАТ VI

Обратите внимание – типично коммунальная квартира 62-го года. Но момент выбран не удачный.

(шёпотом)

Бранятся…

(обычным тоном)

А так, в другое время, отношения замечательные, соседские… Местные вон подтверждают – жили тихо, мирно…

Фото или иронический фотоколлаж с участием респондента. Здесь и далее везде.

БЕЛОВ

(из интервью)

У меня сохранился один автомат ППШ, он у меня лежит на даче. Я вот хотел его вам привезти, так сказать, для экспозиции тех времен, чтобы вы наглядно увидели, что было примерно в эти 60-е…

МИТРИДАТ VI

Нет-нет! Не та история.

БЕЛОВ

(из интервью)

Я сам изготавливал шпаги, сабли, ну и пистолеты, автоматы, пулеметы и все это дело! (…) Из дерева все резное, металлические части там тоже были…

МИТРИДАТ VI

(облегчённо)

А, про игры в «войнушки»… А что я говорил?! Отношения ровные, товарищеские…

БАБА ЛЮБА

(перебивая)

Не дашь пройти – не пожалею – вылью те щи за ворот!

ТЁТЯ КЛАВА

А я те ведро помойное на голову, вот увидишь!

ДИКТОР

Переходим к водным процедурам.

МИТРИДАТ VI

Стойте!

Звонок в дверь.

ТЁТЯ КЛАВА

Кто там ещё? Кого нелёгкая?

ВЕНИЧКА

(издали)

Как кто? Веничка, разумеется…

ТЁТЯ КЛАВА

Какой ещё Веничка?!

ВЕНИЧКА

Известно какой! «Вечный»…

БАБА ЛЮБА

Не знаем такого. Никого нет!

ВЕНИЧКА

То есть, как нет?

Звуки налетевшего ветра – словно дух Венедикта пронзает стены и зависает над головой слушателей.

ВЕНИЧКА

(совсем рядом)

Рек и в объятья к вам хлоп! Ну правильно – знакомая коммуналка. Я здесь был вчера… И чемоданчик свой где-то приоставил…

МИТРИДАТ VI

А я – царь понтийский Митридат Шестой!

(откашлявшись)

В шестой комнате проживаю, просто… так что здесь митридатов ещё – как этих… Словом, дежурство по местам общего пользования вчера осуществлял я. И не видел никакого чемоданчика…

ВЕНИЧКА

Вчера весь день я стремился в коммуналку, а когда стремился – в руках держал чемоданчик… Вот такой.

Фас чемодана, профиль, фото сверху, снизу.

МИТРИДАТ VI

Значит, ищи там, где ты стремился.

ВЕНИЧКА

Кажется… Да, я стремился в «Трёх поросятах», в подсобке. Как раз, как выходишь, так сбоку.

МИТРИДАТ VI

Вот видишь, всё нашлось…

ВЕНИЧКА

А я переживал, да?

(усмехается)

Как славно всё у нас решилось… К «Трём поросятам»… то есть к Илиону поскорее вниз. По лестнице! по лестнице! По лест…

1

Грохот, как будто Веня оступился и скатывается. Стон.

ВЕНИЧКА

Здесь я упал и слово крылатое бросил. Слово какое? Сами знаете слово крылатое это. Спускаемся осторожно.

ИНТ. СПУСК ПО ЛЕСТНИЦЕ МУЗЕЯ (К БЕРЕГАМ ТРОИ)

Гулкие звуки тяжёлых шагов – спускаются в кромешный ад.

МИТРИДАТ VI

Не пугайтесь этой невероятной античности – в вас только что вселился дух Венедикта Ерофеева. Он попорхает над вами, попорхает – только его и видели. Никогда не задерживается – неусидчивый очень. Тем более, в него самого вселился дух Гомера! Сложная комбинация, согласен, но и путешествие вас ждёт непростое, а самое главное – интересное.

ВЕНИЧКА

Да, если у вас спионерили вещь или, скажем, женщину – надо тут же осадить какую-нибудь Трою. Любую первую попавшуюся. Это лучшее средство от хандры и поверхностного атеизма.

(стихом)

Поэтому, на час-другой, осадим «Поросят», чтобы они вернуть успели чемоданчик, а сами мы пойдём лосьону чашу пить пред электричкой… Иль что вы там всегда немножко позже пьёте…

Душераздирающий скрежет открывающейся железной двери.

НАТ. У ДВЕРЕЙ СКЛАДА ГАСТРОНОМА «ТРИ ПОРОСЁНКА» (ОСАДА ИЛИОНА)

ВЕНИЧКА

(нудно-нудно)

Я витаю над вами… Я вижу вас… Мы выходим на улицу…

Справа склад гастронома «Огонёк»… Вот сразу дверь его… становимся пред нею… Вы смотрите перед собой, на дверь, на меня… Вы стараетесь не смотреть перед собой, на дверь, на меня… Вы думаете, чем бы заткнуть этот бодрый голос в наушниках. Вы улыбаетесь…

(бодро)

Видите, я всё-всё вижу!

Рёв воинов, бряцанье оружием, ржанье коней.

ВЕНИЧКА

Ладно, господа, шутки окончены – окружаем Илион со всех сторон.

(узрев что-то)

А… Нет, вы только посмотрите, что с левой стороны делается. Зайдите в закуток, слева от дверей магазина, посмотрите.

Фото или рисунок вывески «Трёх поросят».

ВЕНИЧКА

Видите мощных животных? Эти трое соображают на троих в преддверии Трои, они ещё не расстроены своим строением в тройственный союз… Поэтому сейчас что-то да буде…

ГЕРАСИМЕНКО

(из интервью)

Поросята из папье-маше, по-моему, были. Как живые, стояли до того симпатюли. Они во все окно, большущие, трое их было(…) Хорошенькие такие, детки обязательно стояли, улыбались, а то подойдут, так потрогают. Но не дотянутся, но хоть ладошкой…

Оглушительный стук рукой в железную дверь магазина.

2

ГЕРАСИМЕНКО

(из интервью)

…но хоть ладошкой…

Ещё громче «грюк».

ВЕНИЧКА

Открывайте! грузчик Ерофеев пожаловал! Мы поклялись вам спуска не давать… Я прав, товарищи, или не стоит, право?

ЛЖЕ-ЭКСКУРСАНТЫ

(вразнобой)

Конечно, прав! Зря что ль пришли? Смелее, Венедикт Васильевич, не стесняйся в средствах! Ну и в выраженьях тоже…

Грохот нарастает.

ВЕНИЧКА

Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына, грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…

(вкрадчиво)

Но если вернёте чемоданчик – мы уйдём. В нём ничего особенного… Я не могу произнести это вслух! В нём… моё всё. А вот и завмаг к нам пожаловал…

Фото ЗАВМАГА, грозной женщины необъятных размеров. Звучит песня «Нежность» в исполнении Майи Кристалинской.

ЗАВМАГ

Господи, сколько же во мне добра накопилось!

(песня затихает)

Скажи, родной, почему твой чемодан должен быть у нас?

ВЕНИЧКА

Видите ли, я у вас работаю. Грузчиком. «Грузчик» – от слова грусть. Ночью, перед коммуналкой, я сюда зашёл… наверно… ну и…

ЗАВМАГ

А зачем ты сюда зашёл «наверно»?

ВЕНИЧКА

Подготовить своё рабочее место. Набросать тезисы к политинформации. Побеседовать с вами о моём карьерном росте…

ЗАВМАГ

Тебя вышвырнули за пьянку ещё при царе Митридате!

МИТРИДАТ VI

То есть при мне.

ЗАВМАГ

То есть при нём! Ты забыл?! Тебя на порог не велено пускать! и тебя не пускают!

И нет тут твоего чемодана и быть не может! И чтоб я тебя больше не видела! И чтоб!… А то удушу, слышишь!

Опять звучит «Нежность».

ЗАВМАГ

Господи, сколько же во мне добра так и нереализованного…

Звук её испарения.

ВЕНИЧКА

Спасибо всем, кто помогал разрушить Трою. Экскурсия удалась, я практически разрушен…

Аплодисменты, сначала одиночные, неуверенные, потом всё сильнее, переходящие в овации.

ВЕНИЧКА

Погодите! Сейчас соображу, что делать дальше…

Звук открываемой пробки и наливаемого в стакан вина. Быстрые, судорожные глотки. Вдох. Выдох. Откашлялся.

ВЕНИЧКА

Слушайте все! Каждый человек – поэт в душе, он просто не знает, что он поэт. А поэт – так тот поэт вдвойне, но не может объяснить это окружающим. А в чемоданчике у меня музы лежали… А без них я никуда. Перед коммуналкой я был… а где я был перед коммуналкой?

МИТРИДАТ VI

Вчера от тебя разило маслом и, почему-то, вином…

ВЕНИЧКА

Ясно. Тогда идём прямо по дороге, слева будет гараж из красного кирпича, проходим его и дальше прямо, прямо, к улице Яна Грунта, и по пунктам восстанавливаем

вчерашние события! Как поэты собрату – помогите! Отыщите скарб! Музы в чемоданчике должны быть! Вопрос только…

(заговорщицки)

Кому они должны? И сколько? Пушкину, скажем, должны были много. Сказочно много!

Выстрел из дуэльного пистолета первой половины 19 века.

ВЕНИЧКА

Лермонтову изрядно. Да думаю, не меньше, чем Пушкину.

Такой же выстрел.

ВЕНИЧКА

Достоевскому…

Клацающий звук на деревянных счётах, переходящий в звон осыпающихся монет в игральном автомате в случае джек-пота.

ВЕНИЧКА

Ему-то они целое состояние проигрывали. Словом, вы должны, вы просто обязаны вернуть моих муз!

НАТ. ПО УЛИЦЕ ЯНА ГРУНТА К СКВЕРУ ИМЕНИ ЗАЙЦЕВА

3

ВЕНИЧКА

Выходим на улицу Яна Грунта, поворот налево и идём прямо, прямо… Витая и даже, можно сказать, порхая над всеми вами, я часто спрашивал себя

– почему мы не вместе? Почему так разобщены? И не находил ответа… Тогда я решил быть с вами всегда…

Звучат «Журавли» в исп. Марка Бернеса.

ВЕНИЧКА

Именно с вами, слышите? Вы и есть тот самый счастливчик, с особой экскурсией, помните? У остальных другой текст… Знаете, какие у них глупые лица? Не то, что у вас! Вы мне сразу понравились… У вас улыбка интеллектуальная… А у них? Посмотрите, какая бессмысленная ухмылка у остальных! Посмотрите! Осторожно!! Не смотрите на них. Они могут что-то заподозрить… Другие слушают рассказ про наркома Цюрупу, а я, дух Венедикта Гомера, пребываю только с вами… У вас всё не так. У вас всё по-особенному… Перед переходом через дорогу надо остановиться – посмотреть налево, направо. Вперёд, переходим, идём в сквер, затем нужно взять чуть влево. Словом, я рассчитываю только на вас. Помогите вернуть вдохновение… Сквер пересекаем красиво, наискось. И в центральную аллею, пожалуйста, в центральную! Остановка у памятника! Видите справа, через дорогу, магазин «Янтарь»?! Другим говорят, что Цюрупа был там, но вам я скажу правду…

МИТРИДАТ VI

(обрывая)

Ты скажешь, как же! Я скажу! В 60-х магазин назывался «Ханзель»…

4

РАВИНСКАЯ

(из интервью)

Вот где магазин, где сейчас запчасти и fix price, там был Ханзель по имени хозяина, директора. Ой, какой там был магазин. Этот Ханзель выходил к покупателям.

ТИМОФЕЕВ

(из интервью)

Похож был он на Сталина.(…) Когда поставили в магазине автоматы (60-е года), за 15 копеек (не помнит точно), в которых вас могли обрызгать одеколоном. И вот однажды одна продавщица, которая была бригадиром, заметила, что под кассой были детали металлические, которые подходили вместо монет в автомате. Они стали караулить, чтобы поймать мошенников и поймали двоих ребят…

ВЕНИЧКА

Лучше я расскажу, как было дело – я видел это собственными глазами… Сдавать их в милицию продавщицы пожалели – засудят. Но и просто отпускать нельзя, где воспитательный процесс? А в магазине продавалось всё – и

горны, и пионерские галстуки, и даже знамёна. Подвели к знамени с изображением Ильича – говорят: “клянитесь, больше никогда не будете обманывать!” Те на колено: «Клянёмся!» говорят, и прям так стяг к устам…

(долгий звонкий поцелуй)

И что бы вы думали? Никто. Никогда. Бесплатно. Больше не душился… Ну только иногда Ильич, на знамени, но это его продавщицы сами, за оказанную помощь, так что это не считается…

ТИМОФЕЕВ

(из интервью)

И когда уже этот человек стал взрослый, он вернулся в магазин, рассказал историю и поблагодарил за то, что не обратились в милицию, сказав, что исправился после этого случая…

МИТРИДАТ VI

Какая милая история… А вот и памятник Зайцеву!

НАТ. У ПАМЯТНИКА ЗАЙЦЕВУ (ОСТРОВ ЛОТОФАГОВ)

2

ПЕРОВ

(из интервью)

Улица Зайцева называлась «пьяной улицей».

ВЕНИЧКА

Да-да, нам нужна именно такая. По вечерам у памятника собираются «поедатели лотоса»… Не помню у кого – были такие… А! У поэта-лауреата Гомера. Эти «пожиратели лотоса» пили водку, не отрываясь, из горлышка, запрокинув головы, как пианисты! Мне надо было мимо, но если от меня разило маслом – значит, я подошёл к ним.

МИТРИДАТ VI

Не вижу связи.

ВЕНИЧКА

Василий Зайцев – лётчик-ас, сбивший в Великую Отечественную 53 немецких самолёта… Я, как постою у его памятника, авиационным маслом весь день благоухаю…

МИТРИДАТ VI

А ты про чемодан спроси!

ВЕНИЧКА

Думаешь? Друзья, подойдите к памятнику, скажите: «если будешь в небе, лётчик, посмотри где чемодан? Сверху-то оно виднее» Подойдите-скажите! Ну пожалуйста!

Пауза, звучит песня «Пора в путь-дорогу», со слов: «Следить буду строго…»

МИТРИДАТ VI

Да, Ерофеев… Ты и верно идиот. Кому ты это говоришь?

(коротко помолчав)

Это памятник. Василию Александровичу Зайцеву. Дважды Герою Советского Союза. Лётчику-асу, сбившему 53 фашистских самолёта!

(помедлив)

Да он ни под какими пытками не выдаст где чемоданчик! Насмерть будет стоять – не скажет! А ты…

(передразнивая)

«сверху виднее»… Ты откуда вчера шёл?

Песня обрывается.

ВЕНИЧКА

Не помню.

МИТРИДАТ VI

А где мог быть?

ВЕНИЧКА

Вообще-то, я «Домом колхозника» увлекаюсь…

МИТРИДАТ VI

Вот туда и иди. Тебя там как раз сюрприз поджидает…

ВЕНИЧКА

Извините, с памятником я – не подумав… Идём дальше по скверу, 100 шагов до каменного Гостиного двора 18 века. Ещё эта улица называлась Владимирской… А в Москве Владимирский тракт – известная дорога ссыльных в Сибирь…

НАТ. ОТ ПАМЯТНИКА ЗАЙЦЕВУ К ГОСТИННОМУ ДВОРУ

1

Фоном звучит «Марш энтузиастов» Л.Орловой со слов «Здравствуй, страна героев!»

ВЕНИЧКА

Не знаю, к чему я это вспомнил… Может, к тому что поэт на Земле – всегда немного каторжник… Или много каторжник? Идём как-будто мы просто движемся, как-будто просто перебираем ногами, чтоб о нас худого не подумали…

МИТРИДАТ VI

А что это за «Дом колхозника» такой? Сколько лет живу в Коломне – не видел такого!

ВЕНИЧКА

Митридат, чуть правее берём и к дороге, к Яна Грунта. Мне тут местные ангелы подсказывают…

«Марш» затихает.

БЕЛОВ

(из интервью)

Да! Был такой дом и там тоже со стороны улицы. Сейчас там все переделано, и там тоже была пивнуха такая знатная(…) На втором этаже там и пиво, и водка. Там все было.

ВЕНИЧКА

Видите, сходится. Слева от вас – фрагмент каменного Гостиного двора 18 века. Рядом с ним – знак пешеходного перехода через улицу. Взгляд налево, взгляд направо… Вперёд и внутрь себя. Переходим…

(пауза сек. 5)

Поворот налево и по улице Яна Грунта…

НАТ. ОТ ГОСТИННОГО ДВОРА К ДОМУ КОЛХОЗНИКА

3

МИТРИДАТ VI

Дурацкое название «Дом колхозника»… Кто окрестил?

БЕЛОВ

(из интервью)

Без понятия. Ну да, там же рынок был немножко не такой. Там, такой рынок был, как бы так сказать… Сельской продукции, чем там только не торговали.

РАВИНСКАЯ

(из интервью)

…рынок напротив, в котором продуктов очень много всяких продавали… мясо, продукты, все. Я помню, раньше холодильников-то не было, поэтому все покупали на один раз. Кусочек мяса купишь, суп сваришь, съешь, все. В следующий раз покупаешь. Семечки там продавали…

ВЕНИЧКА

Видишь, Митридат, плохо ты знаешь душу Коломны!

НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА КОЛХОЗНИКА (ОСТРОВ С ЦИКЛОПОМ ПОЛИСФЕНОМ)

1

ВЕНИЧКА

Вон на месте бывшего «Дома колхозника» перед перекрёстком стоит трёхэтажное здание, верх из красного кирпича. Левшина, дом один. Напротив, через дорогу – деревянные «Русские катальные горки». Как подхожу – меня тревожат Одноглазый и вожак его Бася Дон… Говорят, я им должен бутылку «Московской». Утверждают, что крестьяне, но рожи бандитские… Вон, кстати, один стоит…

Фото ОДНОГЛАЗОГО. Тревожная музыка, словно звуковой туман обволакивает экскурсантов. Звучит песня «Интернационал».

ВЕНИЧКА

Одноглазый! Весь в соплях, а в руках – ножик… Это ты или не ты?

ОДНОГЛАЗЫЙ

Я.

ВЕНИЧКА

А в соплях почему?

ОДНОГЛАЗЫЙ

А у меня всегда так. Как полнолуние – так сопли текут…

ВЕНИЧКА

А ты что же, совсем их не утираешь? Извини, что шепотом… Не утираешь, нет?

ОДНОГЛАЗЫЙ

Да как сказать? случается, что и утираю, только ведь разве в полнолуние их утрешь? не столько утрешь, сколько размажешь. Ведь у каждого свой вкус – один любит распускать сопли, другой утирать, третий размазывать. А в полнолуние…

ВЕНИЧКА

Красиво ты говоришь, Одноглазый, только зачем у тебя ножик в руках?…

ОДНОГЛАЗЫЙ

Как зачем?… да резать тебя – вот зачем!

(адски хохочет)

Спросил тоже: зачем?… Резать, конечно…

ВЕНИЧКА

Погоди, Одноглазый!

К нему присоединяется такой же смех БАСИ ДОНА. Без фото.

БАСЯ ДОН

На Одноглазого я охотно откликаюсь, но зовут меня – Бася, а прозвище моё – «Дон». Бася «Дон» – я.

ВЕНИЧКА

О, и ты здесь, Бася… Что-то вы изменились со вчерашнего… Что вчера было-то?

БАСЯ ДОН

А ты не помнишь?! Расстроил ты нас своими музами… и чемоданчиком своим расстроил…

ВЕНИЧКА

Вот ты, Бася, вскользь упомянул чемоданчик… а где он? Отдай мне его, я пойду…

БАСЯ ДОН

Одноглазый, он был с чемоданчиком?

ОДНОГЛАЗЫЙ

Не было ничего!

(смеётся)

БАСЯ ДОН

И быть не могло, Веня. Ты без рук пришёл, без ног и с хвостом! Скажи – чем бы ты мог поднять чемоданчик?!

ОДНОГЛАЗЫЙ

Только не говори, что хвостом!

БАСЯ ДОН

Да, брат, ты так набрался, что и хвостом не шевелил… Иди-ка с нами, за угол…

ВЕНИЧКА

Ну, если даже хвостом не шевелил… Бежим!

НАТ. ОТ ДОМА КОЛХОЗНИКА К ОБЩЕЖИТИЮ ПЕДИНСТИТУТА (ПЕРЕСЕЧЕНИЕ УЛИЦ ЯНА ГРУНТА И ПУШКИНА)

Топот, сопение, свист, гиканье вслед.

1

ВЕНИЧКА

(на бегу)

Быстрее, друзья, снова на Яна Грунта, направо и к перекрёстку с улицей Левшина! Только осторожно

через дорогу! Смотрим по сторонам. После перехода можно потише идти… Идём до следующего перекрёстка, не доходя до него справа общага стоит. У неё и остановимся…

МИТРИДАТ VI

(тяжело дыша)

Душевные у тебя друзья, Веня… Только о чём они сейчас говорили?

ВЕНИЧКА

Я вспомнил, меня вчера в Доме колхозника все возненавидели… Из-за чемодана и его содержимого…

МИТРИДАТ VI

А что в нём? Перечисли вещи, обоснуй грусть.

ВЕНИЧКА

Изволь… Приведу пару аргументов в пользу меланхолии… Итак, рассказ о незнакомке из голутвинской электрички!

Пауза.

МИТРИДАТ VI

Ну?…

(подождал)

Где рассказ-то, Веня? «О незнакомке с голутвинской электрички»?

ВЕНИЧКА

Это он и есть. Я сказал – «Рассказ о незнакомке с голутвинской электрички», значит, считай, он был…

МИТРИДАТ VI

(вздыхая)

Да, Венедикт…

ВЕНИЧКА

Я его пока не придумал. Видишь справа старый дом, бывшая городская усадьба?

Как раз напротив магазина «Ласточка» через дорогу? Вот моя общага, вот мой ком (в горле) родной… А в электричке я был в дым, подробностей не помню. Но встречу с незнакомкой обозначил. На конфетной коробке набросал её портрет.

Вышло похоже. Сказала, сегодня возвращается в Москву. Электричка через час. Я пройдусь по вагонам, отыщу её. Только, понимаешь, Митридат, без портрета, выполненного мной лично, да ещё с натуры, прелестницу не опознать… Я её лица не помню совсем. Надо искать чемодан.

МИТРИДАТ VI

Мудрёно, Веня.

ВЕНИЧКА

А как иначе? Перед общагой нужно вправо пройти, во двор, постоять там… Если кто курит, то дым на меня. Люблю когда дым… Я пока расскажу, зачем мне девушка из электрички понадобилась и почему чемоданчик должен быть здесь.

НАТ. У ОБЩЕЖИТИЯ ПЕДИНСТИТУТА (В ОБЪЯТЬЯХ КОЛДУНЬИ ЦИРЦЕИ)

1

ВЕНИЧКА

В этой общаге мы чуть в свиней не превратились… Старушка-лень, понимаешь, обхватила. За ноги, за руки, а пуще – за наши прекрасные сердца. На пары мы уже не ходили, влажную уборку не делали, стенгазеты не выписывали… А тут ещё случай один приключился…

МИТРИДАТ VI

Конкретнее, Веня. Почему музы должны быть здесь?

ВЕНИЧКА

Так ведь приятель у меня… Он и всегда-то был одержимый, а тут не иначе бес в него вошел. Он помешался – знаешь на ком?

Звучит «Вещая птица» Роберта Шумана в исп. О.Эрдели.

ВЕНИЧКА

На Ольге Эрдели, прославленной советской арфистке. Может быть, Вера Дулова тоже прославленная арфистка. Но он помешался на Эрдели. И ни разу-то он ее в жизни не видел, а только слышал по радио, как она бренчит на арфе… Помешался и лежит. Не работает, не учится, не курит, не пьет, девушек не любит, в окошко не высовывается… Подай ему Ольгу Эрдели, и весь тут сказ. Наслажусь, мол, арфисткой и только тогда – воскресюсь: встану с постели, буду работать и учиться, буду пить и курить и высунусь в окошко. Дня через три мы к нему: «мы нашли лекарство. Хочешь, завтра приволокем тебе Веру Дулову? Вера Дулова играет прекрасно».

«Вещую птицу» перебивает «Галоп» Веры Дуловой.

ПРИЯТЕЛЬ

Конечно… Если вы хотите, чтобы я ее, вашу Веру Дулову, удавил струною от арфы, – тогда, пожалуйста, волоките. Я ее удавлю.

«Галоп» обрывается, словно кто-то вырвал струну арфы и ею же со всхлипом задушил арфистку.

ВЕНИЧКА

Ну что делать? Малый совсем вымирает, надо его спасать. Пошел я к Ольге Эрдели, хотел объяснить ей в чем дело, да так и не решился. Хотел даже к Вере Дуловой… да нет, думаю, удавит он ее, как незабудку.

Заигравший было с надеждой «Галоп» Веры Дуловой вновь обрывается «задушенный». Снова звучит «Вещая птица».

ВЕНИЧКА

И иду я по Москве вечером, и грустно мне: они там на арфах сидят, толстеют и пухнут на арфах, а от малого остались руины и пепел. А тут мне встречается бабонька, не то, чтоб очень старая, но уже пьяненькая-пьяненькая. “Рррупь мне дай, – говорит. – Дай мне ррррупь!” И тут-то меня осенило. Я дал ей рупь и все ей объяснил: она, эта шмакодявочка, оказалась понятливее Эрдели, а для пущей убедительности я заставил ее взять с собой балалайку… И вот входим: он все лежит и тоскует. Я ему сначала кинул балалайку, прямо с порога. А потом – швырнул ему в лицо эту Ольгу, я этой Ольгой в него запустил… “Вот она – Эрдели! Не веришь – спроси!” А наутро смотрю: открылось окошко, он в него высунулся и потихоньку закурил.

Звук толчком распахиваемого дребезжащего окна общаги.

Арфу Ольги Эрдели сменяет развесёлый «Наигрыш на балалайке».

Чирканье спичкой о коробок. Звук прикуриваемой сигареты. Выпускание дыма в пространство. Фото счастливого ПРИЯТЕЛЯ.

ВЕНИЧКА

Ну как, Вадя?

ПРИЯТЕЛЬ

(обалдевающе)

Я Ольгу Эрдели себе не такой представлял…

ВЕНИЧКА

Потом – потихоньку заработал, заучился, запил… И мы вместе с ним. И стал он человек как человек… А мы вместе с ним… Вот так простая советская арфистка спасла нас от обломовщины…

МИТРИДАТ VI

Ну и как эта бредовая история связана с девушкой из электрички?

ВЕНИЧКА

Напрямую. Эта поучительная история связана с одной из муз в чемоданчике. Эй, Вадя! Скинь мои тапки и чемоданчик!

ПРИЯТЕЛЬ

(помедлив)

Нет их здесь.

ВЕНИЧКА

А где они могут быть?

ПРИЯТЕЛЬ

Вон дед Тиресий сидит на лавочке… Спроси у него.

Звук захлопывающейся оконной рамы. Балалайка смолкает.

МИТРИДАТ VI

Кто такой дед Тиресий?

ВЕНИЧКА

Идём по дороге вглубь двора, к лавочке. Это наш местный Аид. Сюда стекаются горемыки со всей округи. А заправляет в нём – дед Тиресий. Он рассудит, где мой чемоданчик. И кто взял мои тапочки тоже вычислит.

МИТРИДАТ VI

А как он это делает?!

ВЕНИЧКА

Просто, обычно он сам их берёт. Так, проходим все в Аид! Занимаем лучшие места!

НАТ. В ГЛУБИНЕ ДВОРА У ОБЩЕЖИТИЯ (СПУСК В АИД)

1

МИТРИДАТ VI

Как, Веничка? Ты не боишься Аида? Это ведь ад натуральный…

ВЕНИЧКА

А чего мне его бояться? я в нём работаю. А ну скальпель мне!

Звук, словно Веничке бросают, а он на лету подхватывает акустическую гитару.

Пробно перебирать струны. Удовлетворённо хмыкает.

ВЕНИЧКА

Дворовый зонг на стихи заслуженного пиита СССР Александра Блока: «Так жили

поэты»… Про всех нас, братья по перу и синекдохе! Можно подпевать – никто не придёт…

Играет боем на гитаре песню «Так жили поэты» (на тему песни «У чёрного моря» в аллегро, всё убыстряясь).

ВЕНИЧКА

(поёт соло)

За городом вырос пустынный квартал

На почве болотной и зыбкой.

Там жили поэты,- и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

(хором)

Другого надменной улыбкой…

Так жили поэты…

(соло)

Напрасно и день светозарный вставал

Над этим печальным болотом;

Его обитатель свой день посвящал

Вину и усердным работам.

(хором)

Вину и усердным работам…

Так жили поэты…

(соло)

Потом вылезали из будок, как псы,

Смотрели, как море горело.

И золотом каждой прохожей косы

Пленялись со знанием дела.

(хором)

Пленялись со знанием дела.

Так жили поэты…

(соло)

Так жили поэты. Читатель и друг!

Ты думаешь, может быть,- хуже

Твоих ежедневных бессильных потуг,

Твоей обывательской лужи?

(хором)

Твоей обывательской лужи?

Так жили поэты…

(соло)

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцой,

А вот у поэта – всемирный запой,

И мало ему конституций!

(хором)

И мало ему конституций!

Так жили поэты…

(соло)

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

(хором)

То вьюга меня целовала!

Так жили поэты…

Восторженное улюлюканье хора.

Звук просвистевшей мимо пули.

ВЕНИЧКА

Что это было?!

МИТРИДАТ VI

Шальная бандитская пуля…

ВЕНИЧКА

Откуда здесь взяться пуле? Что за бред?! Кто сценарист?! Пусть пояснит…

Материализация ДЕДА ТИРЕСИЯ под песню А.Вертинского «В бананово-лимонном Сингапуре». Фото деда.

ДЕД ТИРЕСИЙ

Это я – слепой предсказатель всякой хрени феноменальный дед Тиресий!

ВЕНИЧКА

Вот ты-то мне и нужен. Скажи, кто стрелял?

ДЕД ТИРЕСИЙ

Кто стрелял – дело прошлое, вопрос не ко мне…

ВЕНИЧКА

Тогда скажи, о слепой предсказатель всякой… Словом, феноменальный дед Тиресий, скажи – а где мой…?

ДЕД ТИРЕСИЙ

Остерегайся сирен и их песен!

ВЕНИЧКА

Само собой. Но скажи, ты не видел…?

ДЕД ТИРЕСИЙ

А пуще всего берегись Сциллы и Харибды!

ВЕНИЧКА

Спасибо, дедушка, я знаю гомеровских девчат…

ДЕД ТИРЕСИЙ

Ты слушай ухом, а не брюхом. Сирены, их песни – это официальное образование. Харибда, морской водоворот – карьера и еже с нею. А Сцилла, чудище морское – коммунистическая идеология. Запомнил? Для обычного человека особой опасности не представляют, а для поэта… Для поэта – они хуже смерти.

ВЕНИЧКА

Постой! Ты лучше скажи – где мой чемоданчик? Ты – прорицатель, не уходи от ответа!

Дематериализация Тиресия под ту же песню Вертинского.

НАТ. ОТ ОБЩЕЖИТИЯ К ПЕДИНСТИТУТУ

1

ВЕНИЧКА

А он всё-таки ушёл… Друзья, возвращаемся к общежитию, на ту же улицу Яна Грунта! И поворачиваем направо! Видите, мы идём, а люди смотрят в нас безучастно, круглыми и как будто ничем не занятыми глазами… Но нам ведь нравится, что у народа нашей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в нас чувство законной гордости. Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается… глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные, перепуганные глаза… Девальвация, безработица, пауперизм… Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой – вот какие глаза в мире Чистогана… Выходим из двора снова на улицу Яна Грунта и поворачиваем направо, идём пятнадцать метров к пешеходному переходу налево. Переходим дорогу и прямо, прямо. Зато у нашего народа – какие глаза! Полное отсутствие всякого смысла – но зато какая мощь! Какая духовная мощь! Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с нашей страной. В

дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий – эти глаза не сморгнут. Им все божья роса… Плохо только вот что: вдруг они знают, где мой чемоданчик? Знают потому, что сами туда его положили? Что тогда?

4

МИТРИДАТ VI

Ты стал подозрительным, Веня.

Звук материализации под «Вставай проклятьем заклеймённый!»

БАСЯ ДОН

А это снова я – Бася Дон.

ВЕНИЧКА

Опять с ножиком?

БАСЯ ДОН

Не… С ножиком Одноглазый ходит, я так приноровился… Думаешь, зачем я опять на пути? Забыл предупредить. Если не найдёшь чемоданчик – без рисунка не узнаешь в электричке Пенелопу, правильно? А не узнаешь её – значит, не назначишь ей свидание… А без свидания – не попробуешь затащить в постель, а значит, не получишь отворот-поворот, и не запьёшь с горя, и не затоскуешь… А если не

затоскуешь и не запьёшь – жизнь твоя пойдёт не своим чередом. Это будет чужая жизнь и тебя останется только зарезать. Ну ты-то должен это понимать, Васильич, ты ведь не вчерашний…

Звук дематериализации снова под «Интернационал».

ВЕНИЧКА

Поразительно, но я как-будто понял эту галиматью… Без чемодана я не смогу быть несчастлив с девушкой из электрички… А моё несчастье – это важно… Это, падла, очень важно для мировой гармонии, чтоб её перекосило, эту самую гармонию! Доходим до перекрёстка и налево. Там, через 30 метров, «пединститут» слева. Теперь в нём школа, видное здание… Постоим у него! Вам рассказать, почему чемодан должен быть именно там?

МИТРИДАТ VI

Тебя разве удержишь? Рассказывай.

НАТ. У ПЕДИНСТИТУТА (СИРЕНЫ, СЦИЛЛА И ХАРИБДА)

1

ВЕНИЧКА

Это было в прошлом промежутке времени. Прихожу в Коломенский пединститут, говорю: хочу учиться на бакалавра! А ректор мне…

Фото сердитого РЕКТОРА.

РЕКТОР

Если ты хочешь учиться на бакалавра – тебе должно быть что-нибудь присуще как феномену. А что тебе как феномену присуще?

ВЕНИЧКА

Я говорю: “Ну что мне как феномену может быть присуще? Я ведь сирота…»

РЕКТОР

Из Сибири?

ВЕНИЧКА

Из Сибири.

РЕКТОР

Ну, раз из Сибири, в таком случае хоть психике твоей да ведь должно быть что-нибудь присуще. А психике твоей – что присуще?

ВЕНИЧКА

А, подумал: это все-таки не Сорбонна, а Коломна, надо сказать что-нибудь умное. Подумал и сказал: “Мне как феномену присущ самовозрастающий логос”. А ректор пединститута, пока я думал про умное, тихо подкрался ко мне сзади, да как хряснет меня по шее!

РЕКТОР

Дурак ты, а никакой не Логос! Вон! Вон, Ерофеев из нашего педа!

Первые такты бравурного марша, но, словно, сообразив свою неуместность, он сбивается и позорно стушевывается.

ВЕНИЧКА

Правда, в институт меня в тот же день приняли… Но лишь затем, чтобы через полгода со всеми почестями вытурить… Но уже тогда, при поступлении, я пожалел, что не захватил с собой муз! Я был растерян, совершенно беспомощен перед лицом Сциллы, Харибды и легиона сирен с куплетами! А чемоданчиком я бы мог хотя бы прикрыться…

МИТРИДАТ VI

И с тех пор ты всегда брал чемодан в «пед»?

ВЕНИЧКА

С тех пор он всегда брал меня в «пед». Чтобы не дойдя до него, гнать в магазин, гнать меня в «Водник», и я гнался… Нет, здесь чемодана быть не может…

МИТРИДАТ VI

Ну проверь хотя бы. Пройдись, загляни под парту! Посмотри в учебник!

ВЕНИЧКА

Видишь как я уверенно парю над землёй? Какой у меня чистый незамутнённый взгляд? Как нейтрально я реагирую на тебя, о тиран понтийский? Это значит – я не был на парах уже минимум неделю… И что мне теперь образование, карьера, идеология и отсутствие тапочек? Да ничто.

МИТРИДАТ VI

Я понял – тебе чемодан не нужен.

ВЕНИЧКА

Нужен. Куда я без муз? Да и кто знает, может, счастие моё как раз и состоит в… Это

законченная фраза – «состоит в». Последний шанс – магазин «Водник»!

МИТРИДАТ VI

Не ходи туда! Только не в «Водник», заклинаю!

НАТ. ОТ ПЕДИНСТИТУТА К «ВОДНИКУ»

1

ВЕНИЧКА

Там моя нимфа, мой берег, моё сновидение… Переходим по переходу без передыха. Впереди нас Пятницкие ворота. Нам же, направо по улице Зайцева вниз к реке, идём, и идём… До магазина, который сейчас называется «Артефакт».

МИТРИДАТ VI

Слушай, Веня, ты много повидал, много поездил: Кольский полуостров, Коломна, Храпуново… Скажи: где больше ценят русского человека, по ту или по эту сторону Пиренеев?

ВЕНИЧКА

Не знаю, как по ту, Митридат. А по эту – совсем не ценят. Я, например, был в Москве, там на русского человека никакого внимания. Они только строят коммунизм и что-то пишут. Один,

допустим, стоит и строит коммунизм. А другой рядом с ним сидит и пишет, как первый строит коммунизм. А третий – поодаль – строит коммунизм с учётом того, как второй напишет, как строит коммунизм первый… И так от этого грустно. А они нашей грусти – не понимают…

МИТРИДАТ VI

Да ведь москвичи! Разве они что понимают в русском человеке!

ВЕНИЧКА

Именно, Митридат. Хорошо, что ты за нами увязался… Вот слева должен быть магазин «Водник», а ныне магазин «Артефакт», остановимся у него…

НАТ. У МАГАЗИНА «ВОДНИК» (В ПЛЕНУ У НИМФЫ КАЛИПСО)

1

ВЕНИЧКА

Здесь со мной регулярно случался нравственный запой…

Ангел не даст соврать…

ПЕРОВ

(из интервью)

Самый лучший винный отдел был в магазине «Водники». Поминки, свадьбы собирались мы здесь все вместе. И вот на поминках я впервые выпил…

Звуки классического винного отдела, где продают и тут же употребляют за столиками: неразборчивый говор, даже гул, звон рюмок, смех, иногда восклицания на повышенных нотах. Фото разбитного ПЬЯНИ.

ПЬЯНЬ

Да вот же он – Венедикт! Поэт и инок! Давай к нам! Выпей за историю!

ВЕНИЧКА

Не сейчас. Мы ищем чемодан.

ПЬЯНЬ

Не знаем таких… Мы тут истории рассказываем, как у орловского дворянина, гражданина цивилизованной Европы Ивана Тургенева. Истории о настоящей любви… Знаешь такую?

МИТРИДАТ VI

Не вздумай, Венедикт! Любви нет и никогда не было!

ВЕНИЧКА

Знаю, но ты мне сначала скажи – смог бы ты ночью тихонько войти в парткабинет, снять штаны, выпить целый флакон чернил, потом поставить флакон на место, надеть штаны и тихонько вернуться домой? ради настоящей любви смог бы?

ПЬЯНЬ

Боже мой! Нет, не смог бы…

ВЕНИЧКА

Ну вот то-то…

МИТРИЧ

А я бы смог!

Фото слезящегося дедушки МИТРИЧА.

ВЕНИЧКА

Это дедушка Митрич сказал. Да так неожиданно, что все заерзали и запотирали руки.

МИТРИЧ

А я бы смог чего-нибудь рассказать…

ПЬЯНЬ

Ты? Рассказать? Да ты, наверное, не читал совсем Ивана Тургенева!…

МИТРИЧ

Ну и пусть, что не читал… Зато пожить успел, и наглядеться многого…

ВЕНИЧКА

Да, думаю про себя, представляю, что это будет за чушь! Ну что ж, пусть рассказывает этот слезящийся Митрич. Надо чтить потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна – все равно: смотри и чти, смотри и не плюй…

МИТРИДАТ VI

Венедикт, идите, знаете куда со своей любовью? Туда, где вас ждут. В подворотню. Вот она, слева от магазина, сюда.

ВЕНИЧКА

Да, чем на дороге стоять, пройдём в подворотню, можно даже во двор. А дедушка уже рассказывал… И это была лучшая история о любви, которую я слышал…

МИТРИДАТ VI

Любви нет, Венька…

МИТРИЧ

Председатель у нас был… Лоэнгрин его звали, строгий такой, и весь в чирьях… и каждый вечер на моторной

лодке катался. Сядет в лодку и по речке плывет… плывет и чирья из себя выдавливает…

А покатается он на лодке… придет к себе в правление, ляжет на пол… тут уже к нему не подступись – молчит и молчит. А если скажешь ему слово поперек – отвернется он в угол и заплачет… стоит и плачет, и пысает на пол, как маленький…

ВЕНИЧКА

Дедушка умолк. Губы его искривились, синий нос его вспыхнул и погас. Он плакал!

Митрич разряжается рыданьем.

ВЕНИЧКА

Плакал, как женщина, охватив руками голову, плечи его так и ходили ходуном…

ПЬЯНЬ

Ну и всё, что ли, Митрич?…

Маленькая пауза, тут же раскаты дикого смеха.

ВЕНИЧКА

Да-да, магазин содрогнулся от хохота. Все смеялись, безобразно и радостно.

ПЬЯНЬ

Погоди, где же тут Тургенев? Мы же договорились: как у Ивана Тургенева!

ВЕНИЧКА

А я сижу и понимаю старого Митрича, понимаю его слезы: ему просто все и всех жалко: жалко председателя, за то, что ему дали такую позорную кличку, и стенку, которую он обмочил, и лодку, и чирьи – все жалко… Первая любовь или последняя жалость – какая разница? Бог, умирая на кресте, заповедовал нам

жалость, а зубоскальства он нам не заповедовал.

МИТРИДАТ VI

Ладно, Венедикт, убедил про любовь. Хватит…

ВЕНИЧКА

А может Митрич про себя рассказывал? Про свою жизнь, отчего-то загубленную… Про свою любовь давнишнюю, первую, неудавшуюся… У людей разве разберёшь, у честных, о чём они говорят на самом деле?

МИТРИДАТ VI

Душу из меня вынуть хочешь?! Душу всю перемолоть?!

ВЕНИЧКА

Давай, папаша, давай я угощу тебя, ты заслужил! Ты хорошо рассказал про любовь! Митричу налейте больше всех!

Звук льющегося в стакан вина, чокаются. Судорожные глотки.

ПЬЯНЬ

Бен, ты вчера точно был без чемодана. С кем ты ещё пил, помнишь?

ВЕНИЧКА

С Ильичом… Точнее у Ильича… Точнее, под… Словом, туда-то нам и надо.

МИТРИДАТ VI

Не ходи! Сиди в «Воднике», пей про любовь – никуда не ходи!

НАТ. ОТ МАГАЗИНА «ВОДНИК» К ПЯТНИЦКИМ ВОРОТАМ

1

ВЕНИЧКА

Без него я не буду несчастлив вполне… У Ильича чемодан… Друзья, мы идём дальше! Возвращаемся на дорогу, на улицу Зайцева и поворачиваем направо!

МИТРИДАТ VI

Ну ладно… Ступайте, поэты, гордо… А мы тихонько за вами потянемся… Идите к Пятницким воротам, идите…

ВЕНИЧКА

За калачной нам снова направо, и прямо в ворота. Только это ещё не кремль… Настоящий Коломенский кремль, его стены, в конце пути… А то все говорят: кремль, кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже, тысячу раз, напившись или с похмелюги, проходил по городу с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало – и ни разу не видел кремля…

НАТ. ОТ ПЯТНИЦКИХ ВОРОТ К КОЛОКОЛЬНЕ ИОАННА БОГОСЛОВА (ЖИЗНЬ У НАВСИКАИ И ПАСТУШЕСКАЯ ИДИЛЛИЯ У ЭВМЕЯ)

2

МИТРИДАТ VI

Может, в этот раз срастётся? Проходим через Пятницкие ворота и идём прямо. Там дальше справа будет Церковь Святого Николая. А ещё дальше, тоже справа, уже ближе к нашей дороге – Успенский собор… А за ним – памятник Кириллу и Мефодию… А нам всё прямо, прямо, прямо…

ВЕНИЧКА

Чувствую, сегодня всё увижу, в храм зайду, постою на службе…

МИТРИДАТ VI

Да ты что, Веня? Что ты, лучезарный мой?! Какие службы в Коломенском кремле в 60-х годах? Окстись!

ПРОХОРОВ

(из интервью)

В Кремле ни одной церкви не было… (…) Когда мы шли в баню, я любил заглядывать в отсутствующие окна Успенского собора, я видел фрески, которые тогда еще были, ну и то же самое на

Пятницких воротах, кое-что там просматривалось, но просто на Успенском соборе было много, а вот на Пятницких воротах уже почти все было ликвидировано, ну если подойти совсем близко, поглядеть Успенский собор, то можно было увидеть огромные валики бумаги, это был склад Коломенской типографии, и бумага там хранилась…

Звук, словно на кардиоприборе отмечаются удары сердца, затем вдруг бурчание и сердце биться прекращает.

ВЕНИЧКА

Как символично… Вместо икон и плащаницы рулоны чистой бумаги… О, как я соделался грустен! О, как мне захотелось всё исправить!

МИТРИДАТ VI

Венедикт, не вздумай!

Гитарный проигрыш из «Forever young» И.Смеречинского.

ВЕНИЧКА

А я снова говорю только с вами… У других путеводитель по кремлю, а вам… Ну и ещё одному человеку я расскажу о сокровенном. Слушайте…

(вдохновенно)

И было утро – слушайте! слушайте! И было утро, и был вечер, и полыхали зарницы, и южный ветер сгибал тамаринды, и колхозная рожь трепетала в лучах заката. И, мятежное дитя, я очнулся в том самом образе, который утратил было в семье небожителей.

МИТРИДАТ VI

(ехидно)

В какой-какой семье?! Ты очумел что ли?!

Проигрыш из той же темы.

ВЕНИЧКА

И снова увидел Землю, которую вечность назад покинул. И, сам не узнанный никем, не узнал никого. И препоясал чресла, и на голову надел венок из увядающих трав, и взял камышовый посох, и вышел в путь, озаренный звездами…

МИТРИДАТ VI

Должен напомнить, Веничка, что ты – редчайший дурак и утопист. Пытаешься подражать Христу, а оснований у тебя для этого никаких…

Проигрыш.

1

ВЕНИЧКА

Сырость и мгла подмосковных болот окрыляли мне сердце предчувствием всех начал. И – на рассвете – пришел к водоему. И вот – безмолвие оборвалось, и вопль о помощи огласил почиющие тростники, и траурный всплеск, и смятение отроков, бегущих к воде. И, раздвинувший кусты, я вышел навстречу мятущимся и сказал: “Остановитесь, добровольцы! Смирите вашу отвагу и внемлите Мне, творящие добро»

МИТРИДАТ VI

Отдаю должное, ты не сдаёшься, Венедикт… Так долго, а главное тупо продолжать попытки не каждому дано…

Проигрыш.

4

ВЕНИЧКА

Умейте преодолевать в себе то, чем являетесь вы от рождения, и не будьте доверчивы к импульсам, возникающим безотчетно. Способность к жалости и самопожертвованию – великая ценность, завещанная пославшим Меня в этот мир.

МИТРИДАТ VI

Ну что я говорил? Сейчас такую околесицу нанесёт… Внимание! Справа будет Успенский собор, а за ним – памятник Кириллу и Мефодию… Следующий потом перекрёсток – мы проходим прямо, а на втором, с улицей Лажечникова, – сворачиваем налево…

Проигрыш.

ВЕНИЧКА

Но, достигший вожделенной цели, не станет ли ныне алчущий спасения вдесятеро

преданней земле и враждебным Мне началам? Отойдите от берега; худшая из дурных привычек – решаться на подвиг, в котором больше вежливости, чем сострадания.

Имейте мужество быть ротозеями – даже в те мгновения, когда гражданские обязательства побуждают вас действовать очертя голову, идите за Мной – и позвольте утопающему стать утонувшим”.

МИТРИДАТ VI

О? Это что-то новенькое…

Проигрыш.

ВЕНИЧКА

И воды сомкнулись над головой неведомого страдальца, и смущение изобразилось на юных лицах, и взглядом окинули фейерверк всплывающих пузырей…

Плеск воды, как-будто кто-то пытается не пойти на дно. Затем звук пузырей, пускаемых под водой.

ВЕНИЧКА

Но, околдованные, повиновались, и с рыданием последовали за Мной, и Я говорил им: “Не убивайте в себе сожалений. И помните – с этого часа грудь ваша полнится тем содержанием, для которого она предназначена. Жертва, принесенная вами на алтарь оживления утопленника, была бы менее преступна, но и менее благотворна для вас самих. Не утирайте ваших слез, ибо свершившееся непоправимо, и дорогою ценою куплен вами ваш отказ от великодушия”…

МИТРИДАТ VI

А ведь сразу не разберёшь, что ты наворотил… Так, так…

То есть, «помните и скорбите по каждому, кому не смогли помочь»? Правильно? Это ты ловко загнул…

Проигрыш.

ВЕНИЧКА

И плакали горше прежнего…

Хохот толпы.

ВЕНИЧКА

И я вразумлял их, и листва подмосковных рощ дарила нам тень и прохладу…

Звуки падающих на землю огромных градин.

ВЕНИЧКА

И пищей нам служили фабричные отходы и головки болотных тритонов, и певчие птицы услаждали наш слух…

Неприятные крики воронья.

ВЕНИЧКА

И шли до нового рассвета, приводя в изумление встречных благородством нашей поступи и нищетой наряда.

МИТРИДАТ VI

Да уж, «нищеты наряда» нам не занимать… Такие «калики перехожие» хучь на миланский подиум отправляй! И будьте внимательны с указателями, на перекрёстке с улицей Лажечникова мы поворачиваем налево и дальше прямо, прямо, прямо…

Проигрыш.

6

ВЕНИЧКА

Когда же – в пыли столичных пригородов – вошли мы под своды молодежных палаццо, изнуренные мыслью, мы дивились: их было без малого сто тридцать, влачащих дни свои под знаком молодого задора и ослиной безмятежности. И в сладостной неге предавались лобзаниям, и ковыряли в носу, и читали решения июньского пленума, и, завидя Меня, спросили идущих со Мной: “Кто этот Пилигрим?»

МИТРИДАТ VI

Да уж известно кто «этот пилигрим»… Городской сумасшедший Венедикт Ерофеев, вот кто!

Проигрыш.

7

ВЕНИЧКА

«И венец Его, и поучения одинаково смехотворны”.

МИТРИДАТ VI

Не знаю, как венец, а ответ его ещё смехотворней поучений. Внимайте, что он сейчас сморозит, внимайте!

Проигрыш.

ВЕНИЧКА

“Преждевременно называть им пославшего Меня в этот мир. Взгляните – мелкие воды прозрачны, глубокие же – неисследимы. Но говорю вам – среди вас, простофиль, избалованных повальным свинством и поэзией будней, пробуду до той поры, пока десятая доля вас не склонит головы в раздумье над теми загадками, которые почли вы свистом и лошадиным ржанием. Dixi”.

Проигрыш.

8

МИТРИДАТ VI

(завистливо)

Начал хорошо, а концовочку, по-моему, смазал… Можно было поярче придумать концовочку… Но, может, наверстаешь ещё?

ВЕНИЧКА

Ничего, поэт, ничего. Пусть митридаты смеются над тобой, не обращай внимания. Как сказал Саади, будь прям и прост, как кипарис, и будь, как пальма, щедр. Не понимаю, при чем тут пальма, ну да все равно – будь, как пальма. Саади, всё-таки… может, что-то знает…

МИТРИДАТ VI

Вон, вправо смотрите – там будет кремлёвская стена!

ВЕНИЧКА

Не смотрите вправо, друзья! За полгода в Коломне я её ни разу не видел и не надо…

МИТРИДАТ VI

А влево! Влево! Там вторая кремлёвская стена!

ВЕНИЧКА

И влево не смотрите! Смотрите вперёд. Да, мне тоже хочется посмотреть, как и вам, но нельзя. После всего, что я нарассказал про

«венец пилигримов» – нельзя. Это острейшее переживание отразится потом в моей поэме «Москва-Петушки»… Смотрите вперёд, поверх голов.

Гитарный пассаж из «Forever young».

9

ВЕНИЧКА

Проезжую часть переходим осторожно. Взгляд налево – взгляд направо! А впереди мы видим колокольню Иоанна Богослова! Он широко известен тем, что, помимо прочего, написал культово- взрывной «Апокалипсис». Идём прямо.

Вальс «Ожидание» Китлера.

14

ВЕНИЧКА

Помните? «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными…» А за колокольней, вы удивитесь, памятник Ленину… Идём вперед, проходим мимо храма. Дальше будет площадь Двух революций, нам как раз туда… На ней мы берём влево…

МИТРИДАТ VI

Не ходи на площадь, Веня, не надо! Сейчас парад начнётся – не искушай!

НАТ. У ПАМЯТНИКА ЛЕНИНА (СХВАТКА С ЖЕНИХАМИ ПЕНЕЛОПЫ)

1

ВЕНИЧКА

Последнее место, где может быть чемоданчик с незнакомкой – у Ильича… Видите дальше бело-голубое здание с надписью «Арткоммуналка»? Это наша Итака! Мы обернулись вокруг Земли. Только площадь не узнаю что-то…

ПЕРОВ

(из интервью)

Площадь поменялась. Тут была огромная арка, мы с бабушкой на скамейках сидели. Вечером

тут всегда очень много народу было. Позже сделали две доски почета здесь. Вот эта береза так и осталась. (…) Тут парады устраивали, трибуну деревянную делали.

Звуки, словно молотками сколачивают то ли трибуну, то ли плаху.

Запись классического первомайского (или ноябрьского) парада. Шум, гам, топот, рёв автомобилей.

ВЕНИЧКА

Они опять её сколачивают! А какое сегодня число? Сейчас парад начнётся? Я не хочу парад. Я на нём никогда не был! Как отсюда уехать?

ПРОХОРОВ

(из интервью)

Уехать было невозможно, надо было уйти, потому что улица перекрыта, автобусы не ходили, а вот уйти да… (…) В Коломне, тогда нас выводили куда-то в район, по-моему, 26-ой школы, там строили в колонну, и мы шли дальше по площади…

ВЕНИЧКА

О как! По Коломне колоннами? Строем? Были вооружены?

ПРОХОРОВ

(из интервью)

Так-то были, конечно, я, помню, проходили эти самые, «Катюши», но это связано с военным парадом, конечно…

ВЕНИЧКА

А как шли товарищи ликующие? Последовательность какая-то была?

ПРОХОРОВ

(из интервью)

Я думаю, что была, по-моему, в начале школьники, потом запускали всякого рода заводы, потом студенты, ну и

все такое… (…) нам сказали идти – мы шли…

Звучит духоподъёмная песня, слышны шаги колон граждан, рев машин. Крики «ура!» Фото КОМАНДИРА ПАРАДА, в «троечке» и шляпе.

КОМАНДИР ПАРАДА

А мы видим колонну учащихся средних школ! Поприветствуем её, товарищи!

НАРОД

Ура!

КОМАНДИР ПАРАДА

А вот движется колонна трудящихся с Коломзавода!

НАРОД

Ура! Ура!!

КОМАНДИР ПАРАДА

А чуть поодаль строй поэтов-почвенников! Среди них есть даже один поэт-андеграундник! Поприветствуем и его, товарищи! Или её?! Пол неважен, слово «поэт» относится как к мужчинам, так и к женщинам… И поэт-андеграундник в этой колонне есть!

2

Восторженные возгласы и аплодисменты, чтобы каждый мог принять их на свой счёт.

КОМАНДИР ПАРАДА

Пусть он помашет нам рукой, чтобы мы знали героя в лицо! Пусть помашет!

(небольшая пауза)

Так я и знал – он должен быть именно таким! А строй поэтов направляется к памятнику Ленину, вождю мирового пролетариата!

ВЕНИЧКА

Нет уж, мы пойдём другим путём!

КОМАНДИР ПАРАДА

Кто там умничает у поэтов?!

ВЕНИЧКА

У поэтов умничают все. На то они и поэты… Но мы подойдём к памятнику, остановимся возле… Только что вы можете предъявить умного да хлёсткого от Ильича?

Дежурные звуки парада со странным звуком резко умолкают – народ, затаив дыхание, ожидает ответа.

Пауза – командир парада подыскивает удачный ответ.

КОМАНДИР ПАРАДА

Кто не работает – не ест!

ВЕНИЧКА

Так. Это из Нового завета, ну да ладно… Ещё?

КОМАНДИР ПАРАДА

(неуверенно)

Лучше меньше – да лучше…

ВЕНИЧКА

Он мне вчера не то говорил.

КОМАНДИР ПАРАДА

(совсем неуверенно)

Учиться, учиться, учиться…

ВЕНИЧКА

Нет. Он говорил:

(подражая Ленину)

«Тов. Зиновьев! Только сегодня мы узнали в ЦК, что в Питере рабочие хотят ответить на убийство Володарского массовым террором и что Вы их удержали. Протестую решительно! Мы компрометируем себя. Надо поощрить энергию и массовидность террора!”

Возгласы толпы – несогласие, возмущение Веничкой.

КОМАНДИР ПАРАДА

Если какой-то отщепенец не в курсе дела – это памятник Владимиру Ильичу Ленину. Самому человечному и самому человеческому человеку на Земле! А земля, как известно, – крестьянам! А фабрики, как вы догадываетесь – рабочим!…

ВЕНИЧКА

«А лучше всем – пуль да лагерей!» Это я от себя. Ну по смыслу дальнейших событий…

КОМАНДИР ПАРАДА

Товарищи! Это диссидент-провокатор! Это упадочник! Да он… он – просто пьян!

ВЕНИЧКА

Это правда, выпил… Но я всё равно – трезвее всех трезвых в этом мире. И снова, и снова буду жечь богоравным глаголом! А как вам это?

(подражая Ильичу)

«В Пензенский губисполком: «Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города. Телеграфируйте об исполнении». А как вам эта

приписочка: «…будьте образцово – беспощадны».

КОМАНДИР ПАРАДА

(угрожающе)

А мне больше нравится:

«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно!»

ВЕНИЧКА

Так, пошёл откровенный разговор. Что ещё?

КОМАНДИР ПАРАДА

(зловеще)

«Расстреливать, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» И товарищу Луначарскому: «Все театры советую положить в гроб» От 26 августа 21-го!

ВЕНИЧКА

Друзья, я понял, как вернуть наших муз! Подойдите к левой стороне памятника и посмотрите через его руку на колокольню автора «Апокалипсиса»!

(пауза в 5 сек.)

Подошли? Теперь посмотрите, на что указывает Ильич! Стали, готовы?

(подражая)

«Пгавильной до*огой идёте, товагищи»

КОМАНДИР ПАРАДА

Всё, господа обличители! Чаша тегпения пегеполнилась! Вы доп*ыгались!

Отрывок из «Медного всадника» Глиэра – «Предчувствие. Начало бури».

ВЕНИЧКА

Видите, сработало! К «Арткоммуналке» все! К

Итаке! Спасение наше там… Скорее! Музы, считай, у нас в кармане!

Ещё секунд десять-пятнадцать Глиэра.

КОМАНДИР ПАРАДА

Всем остановиться пегед зданием! Или будем стгелять!

ВЕНИЧКА

Делать нечего, стоим!

КОМАНДИР ПАРАДА

В коммуналку вы не попадаете!

(смеётся)

ВЕНИЧКА

Если бы я мог, поэты, я бы угостил вас вином! Мы честно заслужили всё, что сейчас произойдёт…

КОМАНДИР ПАРАДА

Всем газвегнуться лицом ко мне!

ВЕНИЧКА

Теперь я со всеми вами, счастливыми и несчастливыми! до самого конца! Смотрим на Ильича. Ба, да это же Бася Дон! И Одноглазый! И ты, Митридат?! О, а если посмотреть чуть правее – стены кремля видны. И левее – тоже…

(как ни в чём не бывало)

А мы продолжаем нашу экскурсию… Салтыков-Щедрин называл жителей Коломны «чернонёбными». Так, мол, в исторических летописях написано…

КОМАНДИР ПАРАДА

Отгяд, гужья на изготовку!

Барабанная дробь, как на эшафоте.

ВЕНИЧКА

(спокойно, даже весело)

Но когда в летописях писали правду, верно? Да и может ли быть прав Михаил Евграфович?

Барабанная дробь быстрее и зловещее.

ВЕНИЧКА

Ну посудите сами! Взгляните, разве небо над нами чёрное?!

КОМАНДИР ПАРАДА

Цельсь!!

ВЕНИЧКА

Ну да, понимаю, вам отсюда плохо видно… А если вот так?

КОМАНДИР ПАРАДА

Пли!!!

Залп выстрелов. Стук падения на землю тел рядом стоящих. Звук, который слышит сам падающий человек, – тупой удар в голову и звон в ушах. Звон переходит в как-бы звенящую тишину. Тихое пенье птиц, затем чуть громче.

ВЕНИЧКА

Когда смотришь в небо – время останавливается, не замечали? И сейчас время замерло. От неожиданности. Хотя что особенного? Ну расстреляли поэтов, ну и что? Что в этом феноменального? Ровным счётом ничего. Всё это чисто ноуменально…

Залп выстрелов тише, как воспоминание. Звуки природы – пенье птиц, стрекотанье кузнечиков, шелест травы от ветра.

ВЕНИЧКА

Время смотрит на тебя, оно улыбается, подмигивает… Время – вечный Улисс, неудавшийся Одиссей. Оно торопится, всё куда-то спешит, но, по-моему, только и мечтает оглянуться. Чтобы поманить тебя за собой…

Время никогда не возвращается. А мы всё-таки можем, если очень, очень сильно захотим… Да мы и вернулись! Посмотрите! Мы дома, в Итаке!

(помолчав)

И нам рады…

НАТ. У АРТКОММУНАЛКИ (ИТТАКА)

1

МИТРИДАТ VI

Вас уже расстреляли? Что – всех-всех расстреляли?! Поздравляю! Не каждый поэт удостаивается такой чести! Тем более на площади! Вы вернули своих муз…

Как фон фразам Митридата, а иногда в их промежутках, звучит «Так жили поэты».

ВЕНИЧКА

(соло)

За городом вырос пустынный квартал

На почве болотной и зыбкой.

Там жили поэты,- и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

(хором)

Другого надменной улыбкой…

Так жили поэты…

МИТРИДАТ VI

Не ожидал, что вернётесь в коммуналку. Живыми. Но вы вернулись! И живее всех

живых! А вы что думали – погибли? Да нет же! Веничка не сдаст, Бог – тем более!

ВЕНИЧКА

(соло)

Напрасно и день светозарный вставал

Над этим печальным болотом;

Его обитатель свой день посвящал

Вину и усердным работам.

(хором)

Вину и усердным работам…

Так жили поэты…

МИТРИДАТ VI

Ни один волос не упадёт с головы. Над вами такая защита! если б вы знали… А чемоданчик, молодцы, вы отыскали. Да-да, Венедикт Ерофеев – известный мистификатор. Всё это время он витал над вами с чемоданом. Иногда задевал им вас по плечу, не замечали? Зачем не сказал вам об этом? Спросите его сами, как-нибудь. Только он не ответит, я его знаю. Хотя на электричку, если захочет, он ещё успеет!

Песня становится всё тише, словно Веничка пошёл на электричку.

ВЕНИЧКА

(соло)

Так жили поэты. Читатель и друг!

Ты думаешь, может быть,- хуже

Твоих ежедневных бессильных потуг,

Твоей обывательской лужи?

(хором)

Твоей обывательской лужи?

Так жили поэты…

МИТРИДАТ VI

Но перед тем, как открыть этот чемодан, попытайтесь перечислить вещи,

вдохновлявшие Ерофеева? На каждую вещь-музу в путешествии был намёк. Что это может быть? Открываем. Муза первая – вы знаете.

ВЕНИЧКА

(соло)

Потом вылезали из будок, как псы,

Смотрели, как море горело.

И золотом каждой прохожей косы

Пленялись со знанием дела.

(хором)

Пленялись со знанием дела.

Так жили поэты…

Изображение незнакомки на конфетной коробке.

МИТРИДАТ VI

Муза номер два.

ВЕНИЧКА

(соло)

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцой,

А вот у поэта – всемирный запой,

И мало ему конституций!

(хором)

И мало ему конституций!

Так жили поэты…

Бутылка «Московской».

МИТРИДАТ VI

Теперь троечка.

Тапочки Венедикта.

МИТРИДАТ VI

Четвёртая.

Пачка сигарет.

МИТРИДАТ VI

Да-да, курение вредит вашему здоровью! Я помню, что сказать… А это пятая. Говорят, Веничка знал её чуть ли не наизусть…

Библия.

МИТРИДАТ VI

Шестую тоже знал на пять…

Антология русских поэтов Серебряного века.

МИТРИДАТ VI

Седьмая муза – это естественно…

Томик Гомера.

МИТРИДАТ VI

В античности было семь муз, а у Венедикта их восемь.

Грампластинка фирмы «Мелодия» с записями Э.Грига и Я.Сибелиуса, на арфах – О.Эрдели и В.Дулова.

ВЕНИЧКА

(соло)

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

(хором)

То вьюга меня целовала!

Так жили поэты…

МИТРИДАТ VI

Вот такая приключилась со всеми нами одиссея… Спасибо тем, кто остался поэтом до конца.

FIN

© Сергей Вепрев 2016

Санкт-Петербург